Турецкое с японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали

Для работы в центре города, для которого характерны плотная застройка и большое количество узких улочек, дворовых проездов, тупиков, заставленных легковыми машинами, оптимальными с точки зрения удобства будут мусоровозы на шасси малотоннажных грузовиков с кузовами объемом 8 м3. Маневренность спецтехники в этом случае является определяющим фактором. Зато на всей территории вне центра (а это большая по площади и населенности часть городов) битва идет между спецмашинами на базе среднетоннажников. Тут уже значение имеют нюансы конструкции самого шасси, от которых зависит возможность брать на борт максимальную полезную нагрузку, при этом, разумеется, не превышая нормативы завода-изготовителя. Оператор по вывозу отходов прекрасно понимает, что чем реже мусоровоз будет курсировать между районом, откуда вывозятся твердые коммунальные отходы (ТКО), и утилизационной площадкой, тем меньше он израсходует топлива и, соответственно, продемонстрирует лучшие экономические показатели.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали

НОСИТЕЛЬ — ЯПОНСКИЙ

Проектируя свой мусоровоз для работы в городской черте, компания-кузовостроитель «Автобау» сделала ставку на двухосное шасси японского грузовика Isuzu FVR34UL с удлиненной колесной базой (6050 мм). Модель ульяновской сборки обладает хорошей маневренностью и способна нести полезную нагрузку в 12 тонн при полной массе ТС 18 тонн. Такой характеристики более чем достаточно для мусоровоза с 16‑кубовым кузовом. Как показали испытания в реальных условиях эксплуатации, даже при попадании в кузов мокрого мусора (причина — открытые баки) и боя кирпичей, бетона (строительные отходы) перегрузка машины не наблюдается. Иными словами, шасси будет при любых условиях работать в штатном режиме по нагрузкам, что положительно скажется на его надежности и экономичности. При этом в кузов объемом 16 м3 можно поместить содержимое 80 стандартных (240 л) баков.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Для двухосного шасси оптимальный объем бункера установки 16 м3.

ВЕРХ — ТУРЕЦКИЙ

Выбор установки пал на продукцию турецкой фирмы Hidro-Mak модели HM-16. Ее преимущества начинаются с параметра собственной массы — ровно 6 тонн, что заметно ниже, чем у многих одноклассников. Облегченная конструкция получилась благодаря применению низкоуглеродистой стали ST-52. Толщина листов пола, боковых частей и верха составляет 4 мм. Никаких доработок рамы при монтаже надстройки не потребовалось.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Рабочая зона освещается светодиодными прожекторами.

Постоянные читатели «Автопарка» уже знакомы с продукцией Hidro-Mak, ранее журналисты редакции тестировали 10‑кубовый мусоровоз с надстройкой этой марки (см. «Автопарк» № 1/2021). Еще тогда было отмечено, что решения турецких инженеров привлекают вниманием к мелочам. И в случае с моделью HM-16 мы видим тот же подход. Например, наличие бака для сбора жидкости, которая присутствует в мокром мусоре и отжимается из него при прессовании. Из него отстой сливается в специальную емкость в точке утилизации (например, на полигоне). У многих конкурентов вместо бака предусмотрен поддон внутри кузова, в котором жидкость собирается, но не отводится наружу из оборудования, что менее удобно в условиях реальной эксплуатации. Кроме того, отдельный бак имеет большой объем (в нашем случае 40 л), что исключает пролив жидких отходов при их прессовании на площадке. Это особенно актуально для установки, обеспечивающей прессование мусора с коэффициентом до 6. Кстати, для Hidro-Mak модели HM-16 это значение является стандартным. То, что конкуренты указывают более высокие показатели, часто является маркетинговым ходом.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Бак для сбора жидкости из мусора объемом 40 л.
Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Уплотнение разъемных частей кузова гарантирует высокую герметичность стыка.

Вообще, чем выше коэффициент прессования, тем прочнее должен быть кузов установки, чтобы выдерживать давление без деформации. А значит, детали приходится изготавливать из листов металла большей толщины. Это в свою очередь приводит к увеличению собственной массы и, следовательно, уменьшению производительности. Да, безусловно, в активе конструкторов есть возможность применить более прочные (и, соответственно, более дорогие) сорта стали, придать элементам кузова оптимальную для восприятия нагрузки форму, ввести в конструкцию различные усилители, ребра жесткости и т. д., но такие решения непременно приведут к существенному удорожанию машины. Для многих эксплуатирующих организаций это неприемлемо.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Рукава высокого давления допускают работу при низких температурах.

Особого внимания заслуживает конструкция приемного бункера. Он изготовлен из высокопрочной стали Hardox-450, что обеспечивает высокую износостойкость, а также имеет ребра жесткости, которые позволили значительно увеличить прочность и долговечность конструкции при работе оборудования в режиме максимальной мощности прессования. Скажем больше: как показала практика, днище ванны не изнашивается и не деформируется, даже если в нее попал строительный мусор, который нерадивые жильцы, делающие ремонт в квартирах, зачастую выбрасывают в баки, а не в предназначенные для этого стальные контейнеры-«лодочки». Такая адаптация к российским реалиям по достоинству оценена эксплуатирующими организациями и ремонтниками.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Пульт управления установкой размещен в герметичном корпусе.

Говоря о надстройке, стоит сделать акцент на уплотнении между кузовом и задним бортом, который поднимается при разгрузке бункера. Оригинальная конструкция в виде лабиринта обеспечивает герметичность стыка на долгие годы, не допускает протекания жидкости при прессовании мусора и в процессе его перевозки. Для городских мусоровозов это важное преимущество, так как инспекционные службы ревностно следят за работой техники, и если на площадке сбора и погрузки ТКО во дворах обнаружатся следы пролива отходов, то штрафов не избежать.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Оригинальные круглые светодиодные фонари в верхней части надстройки.
Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Световые приборы защищены от повреждения решеткой.

ЦИКЛ ЗА 15 СЕКУНД

Сердцем гидравлической системы мусоровоза является насос фирмы OMFB (Италия). Он тандемного типа: одна секция работает на контур загрузки, а другая — на контур прессования. Таким образом достигаются распределение нагрузки на агрегат, повышение его ресурса и надежности. При выборе гидрораспределителя было отдано предпочтение продукции турецкой фирмы AKON Hidrolik, неплохо зарекомендовавшей себя в сложных российских условиях эксплуатации. В частности, агрегат фирмы, расположенный за кабиной (слева), на рассматриваемом нами мусоровозе управляет выталкивающей плитой.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Гидрораспределитель фирмы AKON Hidrolik управляет выталкивающей плитой.

Осознавая всю ответственность, которая лежит на коробке отбора мощности, инженеры выбрали агрегат фирмы OMFB. Продукция этой фирмы зарекомендовала себя как безотказная и используется на многих мусоровозах, работающих с высокой нагрузкой. Технические характеристики тандема «гидравлический насос — коробка» инженеры подобрали с таким расчетом, чтобы время цикла прессования составляло 15 секунд, а опорожнение контейнера — 3–5 секунд. Это позволило значительно сократить временные затраты на обработку мусоровозом одной точки и повысить эффективность эксплуатации машины. Этому способствует и используемый кантователь, который может захватывать евроконтейнер с расстояния от 0,4 до 1,5 м от опорной поверхности, фактически позволяя машине обслуживать даже не оборудованные соответствующим образом площадки для сбора отходов. В первую очередь это оценят компании, работающие в небольших городах, где баки часто располагаются прямо на грунтовых «пятачках», поверхность которых далека от горизонтальной.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Топливный бак емкостью 400 л из алюминия.

Кстати, о контейнерах. Для мусоровоза практически неважно, какого они типа. Примененный на установке подъемник-кантователь позволяет работать с контейнерами объемом 0,6 и 1,1 м3 (стандарт EN-840), а при дополнительном оборудовании установки портальным механизмом также производить загрузку ТБО из бункеров-«лодочек» объемом до 8 м3. Портальный механизм является опцией.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Подъемник-кантователь для работы с контейнерами объемом 0,6 и 1,1 м3 предлагается опционально.

Так как машина используется в жилых районах, водитель-оператор должен иметь возможность хорошо контролировать зону за кормой автомобиля, поэтому мусоровоз уже в базовом исполнении комплектуют камерой заднего обзора и видеомонитором в кабине. Причем для удобства работы в ночное время зона загрузки и боковые зоны освещаются светодиодными прожекторами.

Турецкое с  японским, или как в России мусоровоз на шасси Isuzu сделали
Загрузочная ванна усилена ребрами жесткости.

Вкратце о сервисе. Обслуживание и ремонт турецкой установки можно провести как на базе производителя мусоровоза, так и на СТО дилера Isuzu, специалисты которого должны предварительно пройти соответствующее обучение. Если в парке эксплуатирующей организации есть несколько мусоровозов с установками Hidro-Mak, то инженера от производителя можно пригласить для обучения собственного персонала. Это также сократит эксплуатационные расходы и издержки на содержание, ремонт техники. Разумеется, производитель оказывает удаленную техническую поддержку и своевременно обеспечивает всеми необходимыми запасными частями.

Свяжитесь с менеджером

По вопросу подбора и приобретения техники обратитесь по телефону